No jazz химеры, или как группа «БРОМ» переосмыслила привычный джаз
23 июня на сцене фестиваля Ural Music Night можно было услышать настоящих химер, монстров и чудищ no jazza — группу «БРОМ». Мы поговорили с Дмитрием Лапшиным, Иваном Бурсовым и Богданом Ивлевым об их видении жанра, музыкальной индустрии и о том, как местами «грязная и абстрактная» импровизация может являться визитной карточкой коллектива уже более 10 лет.
— В одном из интервью группы прозвучала фраза: «"БРОМ" гораздо более близки к "животному пониманию" музыки, играя на акустических инструментах, избегая использования сторонних эффектов и примочек». С каким животным «БРОМ» может ассоциировать себя и почему?
Дмитрий: С химерой, чем-то между птицей и медведем. Диапазон наших музыкальных интерпретаций слишком широк, поэтому сложно выделить одно животное.
Иван: С мутантом!
Богдан: С чудищем!
— Есть такая современная тенденция — романтизировать жизнь, представлять себя главным героем фильма, но не как в «Шоу Трумана», а красиво и по-доброму. Если обычный человек представит свою жизнь кинолентой, то в какой момент должна заиграть группа «БРОМ»?
Иван: В любой!
Дмитрий: Когда чистишь зубы, когда тебя отчитывает начальник на работе, когда влюбился, если невкусную еду в столовой дали или, наоборот, когда вкусную жену…
Богдан: Жену?
Дмитрий: Еду жена приготовила (улыбается).
Иван: Вкусная жена тоже под «БРОМ» подходит (смеется).
Дмитрий: Кажется, что нет такой ситуации, в которой «БРОМ» не мог бы зазвучать.
— В интернете группа «БРОМ» известна как гремучая смесь джаза и панка. Вы же относите себя к направлению no jazz: «Мы сами придумали этот формат для тех, кто не знает, как нас назвать». Кроме того, Дмитрий в личном телеграм-канале назвал коллектив «шахтерами ноу-джаза». Музыка — достаточно абстрактное искусство, но что же такое no jazz и почему зовете себя «шахтерами»?
Дмитрий: О связи с панк-джазом мы писали сами, еще до внедрения авторского термина. У нас были разные интерпретации, которые не подходили коллективу: авангардный джаз, free-джаз и другие.
— Вас еще к нойзу относят.
Дмитрий: Он тоже не имеет отношения к нашей концепции, поэтому мы решили придумать термин no jazz, чтобы абстрагироваться от лишних названий. Хотим, чтобы люди слушали музыку и, может быть, ассоциировали «БРОМ» с джазом, потому что этот жанр имеет оппозиционную природу и много духовых инструментов, которых в нашей группе достаточно. Я слушал много нью-йоркского ноу-вейва, когда придумал no jazz. Эти ребята пытались абстрагироваться от «новой волны», зарождавшейся тогда. Ситуация роднится с тем, как мы пытаемся отстраниться от мейнстримного джаза. Называем себя шахтерами, потому что существуем вне музыкальной индустрии, сами по себе, поэтому приходится много карабкаться, бурить…
Иван: …Копать и пробираться.
— У вас занимательные названия композиций: «Это хороший клуб, хоть тут и играет плохая музыка», «Самые соленые орешки», «Железная шерсть», «Прощай, белый носорог!», «Макароны» и другие. Как бы вы никогда не назвали трек?
Дмитрий: Не знаю, может быть «Утренний рассвет».
Иван: Мне кажется, назвали бы (смеется).
Дмитрий: Это сложный вопрос. Ради шутки мы могли бы назвать композицию как угодно.
Иван: Скорее, тут от музыки нужно отталкиваться.
— Почему тогда «Утренний рассвет» сразу отмели?
Дмитрий: Потому что это что-то ванильное, странное, популярное. Ассоциируется с медийными джазовыми штучками, которые забиты в сборники в виде мелодий: «Утренний рассвет», «Шум дождя», «Ветер» ...
Богдан: «Ветер перемен» (улыбается).
Иван: Если музыка будет нести в себе тотальный и полнейший хаос, то почему бы и нет. Можно сыграть на противопоставлениях и контрасте.
— С 2008 года основной концепт группы неизменен — играть подготовленную музыку с большим количеством импровизации. В одном из своих интервью вы говорили, что импровизация по сути и есть рождение музыки, она способна оживить любую композицию. Ваш коллектив безошибочно слажен, поэтому импровизация уместно и органично вписывается в каждое выступление. Как добиться подобной синхронности?
Дмитрий: Много играть и слушать много хорошей музыки.
— При каких факторах музыкальная импровизация неуместна или невозможна?
Дмитрий: Если плохой звук, из-за которого не слышно партнеров. В этом случае импровизировать невозможно.
Иван: Когда партнеры друг друга не слушают.
Богдан: С такими партнерами лучше не взаимодействовать.
Иван: Когда нет обратной связи, диалога между партнерами.
— За плечами группы пятнадцатилетняя история, за это время у вас прошло много выступлений в европейских клубах, психиатрических лечебницах, церквях, дворах и квартирах, на московской крыше. Насколько сильно разнится публика в зависимости от места концерта?
Дмитрий: Разнится, наверное, по возрастным и культурологическим категориям. На самом деле, если люди заинтересованы, то они могут насладиться нашим концертом: дети, старики, люди, которые первый раз пришли на концерт. Если все они достаточно открыты, то что мешает получить удовольствие от группы «БРОМ»?
— Можно ли выделить одну общую черту у ваших поклонников?
Дмитрий: Наверное, отсутствие грубых, дурацких и примитивных стереотипов, связанных с музыкой, культурой, искусством и жизнью. Ну и не шовинисты какие-нибудь. Вряд ли они смогут насладиться переменчивыми эмоциями в наших композициях (улыбается).
— Чего ждали от гостей на Ural Music Night?
Дмитрий: Ждем поддержки. Надеемся, что все получат удовольствие, потанцуют и расслабятся.
Богдан: Главное, чтобы все были счастливы.
Иван: Да, чтобы весело было!
— В отличие от большинства конкурсантов New/OpenShowcase Festival в этом году вы потратили около трехсот тысяч рублей не на альбом или клип, а на аренду микроавтобуса, чтобы добраться в труднодоступные и коммерчески невыгодные места в пределах Золотого Кольца, вроде сельских ДК. Как заявил Дмитрий, им руководила не личная выгода, а желание привезти современный джаз туда, где он при обычном раскладе не прозвучал бы. Почему музыку, подобную вашей, должны услышать жители областей и малых населенных пунктов, за что они могут полюбить представителей «шумовой сцены»?
Дмитрий: Мне кажется, живые выступления — одни из самых больших ценностей нашей группы. Люди из труднодоступных мест, не имеющие возможности выехать в город на концерт, или те, кто даже не рассматривает подобную музыку, могут случайно попасть на выступление и начать увлекаться чем-то интересным, сложным, а не тем, что они привыкли слушать из динамиков маршруток, телевизоров, в магазинах или в палатке на улице. Да и в принципе подобное распространение не буду говорить, что интеллектуальной музыки, ведь музыка все-таки абстрактное искусство, достаточно интересно и ново. Не согласен с теорией интеллектуализма, особенно в нашем понимании. Определенные сферы авангардного, академического искусства, где очень многое завязано на концепции музыкального толка, мотиве, к нам не относятся. Все, что мы пропагандируем, должно быть понятно для большинства, может быть и непонятно, конечно. Возможно, я с большим романтизмом отношусь к творчеству. Считаю, что действительно хорошая музыка энергетикой может увлечь каждого. Может быть, она не будет понятна сразу, но что-то заставит ее послушать…
Иван: …Вызовет интерес.
Дмитрий: Да. Потом этот интерес распространится не только на нашу группу, но и на повышение уровня музыкальной культуры и образованности среди разных слоев населения.
— Если говорить о клипах, то «БРОМ» имеет лишь live-записи, например, участие в проекте «НОЙЗ». Насколько мне известно, Дмитрий чаще всего сам рисует афиши к выступлениям и обложки альбомов, а Иван говорил, что до 14 лет не интересовался музыкой, больше занимался рисованием и живописью. Это значит визуальная составляющая тоже немаловажна для вас. Хотелось ли вам когда-нибудь снять клип?
Дмитрий: Думаем о клипе, сейчас разрабатываем сценарий с одним знакомым молодым режиссером. Пока ничего говорить не будем. Должно получиться что-то веселое (улыбается).
— Что-то яркое?
Иван: Очень яркое!
Дмитрий: Точно не нуарный черно-белый фильм. Надеемся, что все получится.
— У «БРОМ» есть сторонний, не столь известный проект «Караван Историй». Как гласит один из постов в группе: «Караван историй — локальный миф». Музыка «Каравана» отличается от того, что делает основная группа. Если предать этот проект огласке как квартет «ноу-джаза», то он будет иметь больший успех. Почему «Караван историй» остается локальным мифом и должен ли он скрываться в тени группы «БРОМ?»
Дмитрий: Нет, как-то жизненные обстоятельства сложились, что он не настолько известен, как «БРОМ». Кроме того, у «Каравана» достаточно сложный технический райдер: две барабанные установки, два больших мощных басовых стека, хороший звукорежиссер и так далее. Устроить концерт «Каравана Историй» сложно даже в Москве, много технических и жизненных сложностей, но нет никаких проблем сделать из этого проекта фарватер.
— Для меня открытием стало ваше участие инструментальным составом в проекте «Ленина Пакет», известном в определенных кругах. Как попали в «ЛП Формейшн»?
Дмитрий: Я попал обманом. Всю историю рассказывать не буду, но есть у меня друг Петя, наш барабанщик (улыбается). У нас была идея поиграть импровизационный рэп на основе эмоций, полученных от группы The Last Poets, с контрабасом и ударными. Как-то Петя сказал: «Давай сыграем». Он передал, где и во сколько быть. Я прихожу, а оказалось, что это репетиция «Ленина Пакет», вот так и остался там (смеется).
Богдан: Оттуда не выбираются (смеется).
— Почему несистемный хип-хоп и андеграунд-рэп по типу «Ленина Пакета», «Ежемесячных», «Овсянкина» уступают в популярности и фан-базе представителям «новой школы»?
Дмитрий: Потому что все держится на собственной инициативе: без поддержки крупных медиа и продюсеров.
Богдан: Без денег и лейблов.
Дмитрий: Это все самодеятельность. Некоторые, как Гнойный (Слава КПСС), выстреливают случайно. Часто подобные проекты остаются в нишевой форме, не выходят за рамки. Хотя время меняется, буквально 22 июня Ваня Айван из «Ленина Пакет» давал лекцию «Как создать свою субкультуру?» в ГЭС-2.
— В интервью «Складу №3» вы несколько раз упоминали звезду андера и рехабов Москвы Пашу Техника, который делает «животную музыку». Если отбросить его зависимость и скандалы, то Техник еще в начале нулевых создал тренд на «музыкальный продакшн» в России. Заумная абстрактная электроника в начале творческого пути группы «Контейнер» смогла популяризировать «грязный» звук, так звучит и ваша музыка. Можно ли сравнить раннего Пашу Техника с его заумной абстрактной электроникой и «БРОМ», чья музыка подходит под описание «абстрактный и грязный джаз?»
Дмитрий: Правда, чем-то похожи. Лично не знакомы, но, думаю, могли бы подружиться (улыбается).
Богдан: Причем довольно быстро. В рехабе и встретились бы, все там закончим (смеется).
Дмитрий: В одном из рехабов встретимся (смеется). Это шутки, на самом деле у них отличные минусы, ранний «Контейнер» очень классный. Хорошие биты, сейчас, по-моему, никто подобного не делает.
— Мы немного затронули тему музыкально продюсирования. Важен ли музыкальный продакшн и какую роль играют лейблы в мире радикальной импровизационной музыки?
Дмитрий: Важен. Есть музыканты, которым нужно помочь прийти к определенному звучанию. Если мы говорим про запись, то в сведении и мастеринге должен быть правильный инженер, который поможет убрать или поправить нюансы. Некоторые коллективы совсем неплохо играют, но им как будто не хватает понимания: что отлично, а что плохо, с чем нужно расстаться, а что дожать. Но, к сожалению, в нашей стране я не знаю подобных хороших примеров. Если работает продюсер, то часто он делает коммерчески успешный продукт, а не классную музыку.
— Что делать, если редакционная политика лейбла разнится со взглядами музыкантов? Нужно ли ограничивать себя в творчестве?
Дмитрий: Если музыканту говорят что-то менять, а он этого не хочет, тогда просто нужно искать другой лейбл или делать все своими силами. Ограничивать себя в творчестве ни в коем случае нельзя.
Корреспондент – Елизавета Снимщикова, редактор – Ксения Музафарова, шеф-редактор – Алексей Звездин
Фото: Андрей Темрюх